Освящение Боевых знамён

21 декабря 2009 года произошло знаменательное событие в полном смысле этого слова. Наши воинские части обрели новые Боевые знамена. Наконец-то, спустя много лет после смены очередного строя, реформы добрались и до главной армейской атрибутики.

Событие это без преувеличения можно назвать историческим, ибо происходит такое крайне редко. Боевое знамя вполне можно назвать зримым символом души армии, а такие символы меняют, мягко говоря, не каждый год.

НЕМНОГО ИСТОРИИ…

 

Боевое знамя – это знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам государства.

Воинские знамена возникли задолго до появления регулярных армий. На Руси воинское знамя как эмблема Родины и символ воинской доблести и славы зародились у наших предков — восточных славян.

В начальный период военное знамя представляло собой шест с каким-либо отличительным знаком наверху. Знамена служили ориентиром места сбора для войск и местоположения начальника, в походе указывали направление движения, а также применялись для управления боем путем поднятия, наклонения или перемещения знамени.

У древних славян они именовались «стягами». Со временем стягом стали называть не шест (жердь, древко), а матерчатое полотнище («поставить стяг» – означало «изготовиться к бою»). С конца XIV века слово «стяг» стало постепенно заменяться словом «знамя». В свою очередь слово «знамя» происходит от старинного слова «знамение», которое имело смысл «знаменовать, означать». В старинных рукописях впервые слово «знамя» («знамение») было применено к названию стяга Дмитрия Донского.

У наших предков знамена были с изображением лика Христа. Перед битвой воины молились о грядущей победе. То есть знамена-стяги выполняли в определенном смысле и роль иконы. В дальнейшем они стали обозначать место ставки князя-командующего и центр боевого порядка. Причем оберегали его пуще глаза своего – упавший стяг считался поражением в бою.

Петр I в ходе военной реформы установил форму, рисунок и расцветку знамен для различных воинских частей. В Воинском уставе Петра I был определен культ знамени. Присяга государю и государству приносилась под распущенными стягами словами: «От роты и от знамени никогда не отлучаться, но за оными, пока жив, следовать буду. Тот, кто знамя свое до последнего не оберегает, тот не достоин носить имя солдата».

Всегда считалось, что знамя – это эмблема чести полка, эмблема чести тех, кто собрался под ним. Исходя из петровского устава, честь и Родина – две тесно связанные между собой идеи, воплощенные в воинском знамени.

Величайшим позором для части была потеря своего знамени. Такая часть подвергалась расформированию, а люди, которым непосредственно была вверена охрана знамени, подвергались смертной казни.

 

ОЗЁРСКИЕ РЕАЛИИ

 

Во время ритуала крепления полотнища к древку невозможно было не обратить внимания на то, что это очень интересный, достаточно продолжительный и сложный по структуре ритуал, не только воинский, но и с элементами церковного. В самом процессе крепления полотнища к древку принимало участие все командование части и даже наиболее достойные рядовые.

После того, как полотнище было прикреплено, состоялось освящение нового Боевого знамени. Что это? Возвращение былых традиций или что-то новое? С этим и другими вопросами обратились мы к настоятелю Свято-Покровского храма г.Озёрска отцу Димитрию.

 

– Для истории русского воинства ничего в этом нового нет. Если вы обратили внимание, сам чин освящения Боевого знамени более продолжителен по времени, чем непосредственное крепление полотнища к древку. Чин этот древний и, кстати, вид тех знамен, который в соответствии с Указом Президента сейчас вводится, во многом повторяет знамена Русской армии, которые были в начале XIX века, тех знамен, под которыми русское воинство разбивало полчища Наполеона, участвовало во многих и многих военных кампаниях по освобождению братских народов в XIX веке. Несомненно, это возвращение к тем доблестным ратным традициям, о которых и в Евангелии говорится, что «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя».

И понятно, что для каждого воина знамя части, знамя того подразделения в котором он служит это особая святыня. Неслучайно считалось несмываемым позором, если знамя вдруг оказывалось в руках врага. В разные времена, в соответствии с Уставом, часть, потерявшая, утратившая знамя, расформировывалась. Перед знаменем, с оружием в руках, не только наши современники, но и наши предки приносили Присягу, священную клятву на верность своему Отечеству и народу.

 

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ

 

– И конечно в традиции православного государства это не могло быть каким-то образом не обставлено церковным чинопоследованием, которое имеет древнее происхождение, в котором мы молились, чтобы Духом Святым Господь благословил знамение воинское благословением Небесным, «страшно же и ужасно всем врагом нашим сие сотворил».

Тут еще есть такие слова: «А еже верному своему воинству знамение сие носящему и на сие взирающему дерзновение, силы и крепость на сотрение и попрание крепости супостатов наших милостиво подати Господу помолимся».

Все эти слова свидетельствуют о том, что традиция воинского служения у нас в Отечестве всегда, прежде всего, опиралась на христианские основы. Наша армия всегда являлась армией, которая не вела каких-либо захватнических войн, но была армией, которая стояла на страже и своего Отечества и братских нам народов. И поэтому испрашивание благословения Божьего на сохранение мира в стране, на защиту своего Отечества – это для любого христианина дело святое. Также и перед началом всякого дела мы испрашиваем у Бога благословения на то, чтобы Господь благословил наше начинание и увенчал бы его успехом.

Я полагаю, что это поистине историческое, знаменательное событие, свидетелями которого мы стали, когда освящалось пять новых знамен, произошло впервые не только в моей жизни как священника, но и в истории тех подразделений, которые входят в дивизию Внутренних Войск, которые дислоцируются на территории нашего города. Для них это тоже было впервые, это тоже было событие уникальное и теперь уже событие прочно вошедшее в историю наших воинских частей

  

ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ МОДА?

 

– Недавно появилась информация, что теперь в нашей Российской армии на постоянной основе будут служить 200 священников Русской Православной Церкви.

Освящение знамен, факт, который лет 15 назад и представить себе было невозможно, появление в армии воинских священников (капелланов) о чем это свидетельствует? О том, что общество как-то стало менять свои нравственные приоритеты или просто произошло такое обнищание (в том числе идеологическое), что на смену «верным ленинцам замполитам-политрукам» потребовалось что-то иное?

 

– Знаете, всегда обидно становится за Церковь, когда ее сравнивают с очередным институтом нравственности или с какой-то идеологической, ура-патриотической организацией и тому подобным. Прежде всего Церковь это Богоспасаемое сообщество, Церковь Христова, которая создана Самим Господом Воплотившимся Христом нас ради человек и нашего ради спасения. И не стал бы я тут уравнивать идеологию ушедшую в небытие с тем, что сегодня мы с вами наблюдаем.

Но с другой стороны, если судить о жизни в стране не просто по передачам FM-радио, которые верещат у нас в автомобилях, в магазинах и на улицах, то мы с вами увидим, что как бы недруги страны ни кричали о каких-то «светских» основах нашего государства, достаточно вольно трактуя понятие «светскости», как бы ни кричали о том, что какие-то клерикалы хотят захватить какую-то власть (что неправда, Церковь никогда себя не ассоциировала с государственной властью, с той или иной государственной системой, Церковь всегда служила народу), но то, свидетелями чего мы с вами становимся говорит только о том, что страна наша возрождается именно как православная держава. Хочет этого кто-то или не хочет.

Это не просто дань моде, это, как говорится, прочувствованная людьми нашими необходимость. Это и исторический опыт нашей страны, который говорит о том, что государство сильно только тогда, когда стоит на основах Православия, на основах Святоотеческого наследия, на незыблемых основах Евангельского благовестия.

Все, что происходит, это происходит не по какой-то там внутренней инициативе самой Церкви, это люди обращаются к Церкви с просьбой такие значимые события освятить не только своим присутствием, но и молитвой. Что всегда было в традиции предков начинать любое благое дело с молитвы.

Теперь это освященная святыня – Боевые знамена дивизии и полков станут действительно святой принадлежностью, атрибутом жизни этих воинских частей, каждого военнослужащего, который несет службу в этих частях. И неслучайно по древней традиции в караульной службе в воинских частях пост №1 это всегда пост около Боевого знамени части.

*   *   *

На следующий день, 22 декабря 2009 года, новые Боевые знамена были торжественно вручены соответствующим воинским частям. Но несмотря на то, что на этом празднике присутствовало значительно больше людей (и хозяев, и гостей самого высшего для Озёрска ранга), ощущение полноты духовного торжества осталось от того события, что произошло накануне…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.