«Трезвость – норма жизни»… Кто из «рожденных в СССР» не помнит этого дивного лозунга? Ведь попытки отрезвить страну победившего социализма предпринимались неоднократно. От Брежнева до Горбачева. С откатыванием к «андроповке». С порубкой виноградников и ростом продаж «Тройного» и «Гвоздики». С талонами, очередями и «коммерческой» водкой без талонов, но по двойному тарифу. С барыгами-таксистами и бабками-самогонщицами… Но отчего-то не спешил трезветь советский народ. Видимо, чем-то надо было заливать ту дыру в душе, что образовалась в ХХ веке… И все же трезвенническое движение в стране есть. И ценно оно в первую очередь тем, что идет «снизу», от самого народа.
Мне довелось пообщаться с директором православной школы «Трезвение» Бурятского благочиния Владимиром Алексеевичем Коняевым из г. Улан-Удэ.
«…Опыт богатый у нас уже. Есть что рассказать, — говорит Владимир Алексеевич. — Многим людям без трезвости дорога в храм-то закрыта. Просто закрыта. А когда человек трезвеет, уже начинает стремиться не трезвости, а к трезвению. Это уже на порядок выше. Это духовная ипостась. Народ потихонечку разворачивается к Православию. И потом я абсолютно убежден, что наши мужики-то пить устали. Здесь другая беда: они не знают, где им протрезветь. У нас, к сожалению, понятие трезвости-то отняли. Я когда занялся этим вопросом, полез в справочную литературу, так вот в «Большой советской энциклопедии» слово «трезвость» отсутствует. Его там нет. А нет слова, то нет понятия, а нет понятия, то и разговаривать нечего. Так вот, это понятие мы людям потихонечку возвращаем. Ну, а человек, протрезвев, естественно, начинает искать Бога… Корни-то наши там, на поле Куликовом. А на поле Куликовом стояли православные мужики, которых благословил святой наш Сергий Радонежский…»
А на Урале уже традиционной стала Международная трезвенная школа-слёт. В этом году проходила уже VI трезвенная школа-слёт «Увильды-2014». Проходит она с 29 июня на берегу одного из красивейших озер в формате палаточного лагеря. Организаторами школы-слета выступает Челябинская и Златоустовская митрополия и Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» Русской Православной Церкви. Слет проходит при поддержке Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Участники школы могут посетить здесь лекции, обучающие семинары, тренинги и мастер-классы. Большое внимание уделено таким темам, как реабилитация и адаптация страдающих от алкоголизма, социализация детей и подростков, духовно-нравственное просвещение.
Слёт на озере Увильды – это главное мероприятие православных трезвенников (причем не только российских). С каждым годом всё больше людей приезжают сюда, чтобы поучиться друг у друга, поделиться опытом, знаниями. Помочь тем, кто делает первые шаги, преодолевая свою зависимость. На слёт также собираются люди, которые не имели проблем с зависимостью, но участвуют в профилактической деятельности, хотят своих детей воспитать здоровыми. В прошлом году православные трезвенники, собравшиеся на Увильдах, сформулировали свою главную задачу так: «Свидетельствовать о Христе радостью трезвой жизни». «Находиться здесь радостно, — говорят участники слета. — Поэтому мы целый год ждём этого мероприятия». Православные трезвенники должны проповедовать жизнь, свободную от греховных пристрастий, в первую очередь собственным примером.
И это верное направление, поскольку. Как говорят на востоке «сколько ни говори «халва» во рту сладко не будет!» Сколько ни говори о вреде табака, но если ты сам куришь, никто к твоим предостережениям не прислушается. Сколько ни говори о трезвости и трезвении, но если ты сам подвержен ряду пагубных привычек, никто твоим словам не поверит.
Митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим тоже посетил школу-слет, а после досконального знакомства с ее работой, сделал вывод: «Сюда съезжаются люди, чтобы обменяться своими мнениями, своими знаниями в насаждении в нашем обществе культуры трезвенности. Это очень важное течение народной жизни, которое необходимо всемерно поддерживать… Ибо здесь, на этой площадке, люди обсуждают вопросы дальнейшей жизни нашего государства. И вообще всех других стран. Вопрос существования в современном обществе, вопрос об устроении современной семьи и сохранении тех традиционных ценностей, которые на протяжении столетий являлись базовыми в существовании любой семьи».
Пообщался митрополит Никодим и с руководителями ближайших городов и районов, также посетивших «Увильды-2014» (это и глава Аргаяшского района Исрафиль Валишин, и глава города Кыштыма Людмила Шеболаева, и глава города Карабаш Вячеслав Ягодинец, и временно исполняющий полномочия главы Каслинского района Александр Грачёв и др.). Традиционно принимают участие в этой школе-слете и озерчане (в том числе – прихожане Свято-Покровского храма). Организаторы, как всегда, продумали всё до мелочей. Есть здесь и централизованное трехразовое питание, работают бани и летний душ. Предусмотрена возможность выхода в интернет. Можно ли туда с маленькими детьми? Вполне. Потому что на территории лагеря действуют ясли и детский сад с опытными воспитателями, а также детская республика и подростковый лагерь для детей постарше. Помимо обучения участие в слете — прекрасная возможность отдохнуть всей семьей, искупаться в чистом озере, научиться народным ремеслам или позаниматься спортом. Школа-слет с каждым годом приобретает новые черты: если еще недавно количество участников ограничивалось пятью сотнями, то в этом году через «Увильды-2014» прошло около тысячи. Более того, если в прошлые годы слет проходил с 1 по 7 июля, то теперь кроме основного слёта с 8 июля по 13 июля на этой же площадке впервые состоится Семейная школа «Увильды-2014». То есть семьи, которые приехали сюда, на слёт, имеют возможность остаться ещё, чтобы просто отдохнуть и пообщаться. Фото с www.sobor-chel.ru
Для справки. Трезвение – христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу. Трезвение есть проявление неустанного духовного бодрствования на пути спасения. С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать, противостоящая гордостному самообману прелести. У святых отцов есть описания способов трезвения на основе приобретенного духовного опыта. Вот как их описывает св. Исихий Иерусалимский: «Один способ трезвения есть – смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом. Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти». Трезвение, понимаемое во всей совокупности своих аскетических приемов и средств, обеспечивает приобретение и сохранение «чистоты сердца». В этом важность подвига «трезвения». Хранение сердца – главный подвиг аскета. Подвиг «трезвения» в аскетической письменности называется как «подвиг и труд ума», «собрание себя в одно место», «самособрание», «собрание внутрь», «внутреннее делание», «сердцевое делание», «сокровенное делание», «духовное делание».