Крещение — духовное рождение

Крещение – Таинство, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы, – Отца, Сына и Святого духа, – омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения; возрождается в новую духовную жизнь и делается членом Церкви Христовой. Таинство это установлено Самим Иисусом Христом.

Он освятил Крещение собственным примером, крестившись у Иоанна Крестителя, а потом, по воскресении Своем, дал повеление апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа». (Евангелие от Матфея 28, 19).

«Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения», – пишет святитель Амвросий Медиоланский. Поэтому в ряду Таинств Святой Церкви Крещение можно поставить на первое место. Оно служит дверью, вводящей человека в Церковь, и дает доступ к участию в других Таинствах.

Во время Таинства происходит сошествие Святого духа на крещаемого и таинственное соединение последнего с Богом. Сам Иисус Христос сказал о Крещении: «Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Слово «крещение» – славянский эквивалент греческого «баптисма» «погружение». В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, «топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого проповедовал Иоанн.

Христос Сам принял Крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен и Сам являлся Спасителем. Но Он погрузился в воды Иордана, чтобы показать, как «надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). После своего Воскресения Он сказал апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и сына и Святаго духа» (Мф. 28, 19).

«Действия Крещения вкратце суть следующие: во-первых, через него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, сотворенных крещаемым. Во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, Крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, делает их храмами Божиими» («Послания восточных патриархов»).

Принимая Крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха – умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни.

Продолжая грешить после Крещения, человек тем самым отказывается от благодати. «Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе», – пишет преподобный Ефрем Сирин.

Десятый член Символа веры гласит: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». Это значит, что Крещение как духовное рождение, если оно совершено правильно (через троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого духа), не может быть повторяемо.

Комментирование запрещено