Наша эпоха идет по жизни с бананами в ушах. И децибельной атакой этих бананов вышибает последние мозги.
Наша эпоха катит по жизни на роликах. Ей некогда и незачем над чем-то размышлять: девиз «бери от жизни всё!» не позволяет мешкать — вдруг за своими размышлениями пропустишь очередную распродажу или «выгодный» кредит.
Наша эпоха проповедует толерантность, но стоит тебе в чем-то не согласиться с ней и посметь высказать свое мнение (или — о, ужас! — настаивать на нем), как тут же будешь обвинен в нетолерантности, гомофобии и мракобесии.
Нашей эпохе не особо нужно и искусство: вполне достаточно рифмованных строчек для очередной маркетинговой кампании.
Тем не менее, остается еще в России некоторое число людей, считающих для себя невозможным «шагать в ногу со временем». Шагать с этим временем и в этом направлении.
Среди таких был и художник Павел Рыженко.
Ученик Ильи Глазунова, Павел Рыженко пришёл в Студию военных художников имени Грекова в 2007 году, и стал одним из ведущих ее мастеров. Он создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая Второго. В Минске находится его диорама «Операция «Багратион» (работа, посвященная операции по освобождению Белоруссии в 1944 г.). Диорама «Стояние на Угре» — последняя работа мастера. Её открытие в Калужской Свято-Тихоновой пустыни планируется в сентябре этого года.
В эпоху так называемой гласности, когда стало признаком хорошего тона поливать историю нашей Родины отборными помоями, десятки монументальных полотен Павла Рыженко на темы русской истории будили генетическую память современников, гордость за свое Отечество.
Будучи (в основном) художником-баталистом, Павел Викторович глубоко проникал в саму трагическую суть любой войны, пропуская чужую (казалось бы) боль через свое сердце. А иначе картины не будет. Иначе будет просто плакат на заданную тему…
Особое место в его творчестве занимает тема трагедии 1917 года и гражданской войны. Удивительно, но художнику-монархисту, находящемуся явно «по другую сторону баррикад», удалось в своих произведениях не только не осудить представителей «революционного класса», но донести до зрителя весь масштаб личной драмы каждого персонажа. И в первую очередь — через глаза изображенных.
Например, картина «Веночек» (см. видеоролик). Вернувшийся с фронта командир РККА стоит у могилы, облокотившись на крест. Возможно, это Радоница (цветет верба). Чья это могила? Отца? Матери? Или жены? (По русской традиции обручальное кольцо на левой руке носят овдовевшие). И нет в глазах красного командира радости ни по поводу «триумфального шествия советской власти», ни по поводу полученного недавно ордена Боевого Красного знамени… Горе в глазах командира: зачем нужен твой триумф, если те, с кем ты мог его разделить — в могиле?
Или вот картина «Удар колокола». На колокольне — огневая точка. Два бойца лежат за пулеметом, к ним спешит «знаменная группа». Пожилой красноармеец, забираясь на колокольню, случайно оперся о веревку колокола. Удар, и вспорхнули, прячущиеся здесь от дождя голуби… В глазах кавалериста растерянность: словно колокол ударил в сердце, напомнив о чем-то давно забытом, словно грозно предупредил о чем-то…
А картина «Зонтик» и вовсе потрясает своим трагизмом. Падает снег. У стен Петропавловки лежит группа расстрелянных. Среди «контры» убита женщина. Судя по одежде — «из образованных» или даже «из бывших». Ее маленькая дочка, еще не понимающая, что произошло, держит над мамой зонтик, чтобы снег не падал на лицо. Маме же холодно… Привалившись к граниту, пряча в кулаке цигарку, сидит революционный матрос. Он только что нажимал на курок своей винтовки. Поступок девочки с зонтиком словно отрезвил его. В глазах у матроса — тоска. Жива еще душа у этого матроса…
Совсем недавно, 14 июля, на официальном сайте Павла Викторовича появился его рассказ о знакомстве с Игорем Стрелковым. Познакомились они в Москве: Игорь Иванович как военный реконструктор консультировал художника о деталях обмундирования солдат и офицеров Первой мировой войны. Свой рассказ о знакомстве с лидером донбасского сопротивления Павел Рыженко заканчивает словами: «Игорь Иванович Стрелков, Вы позволили мне иметь счастье быть с Вами знакомыми. Если Вы прикажете, я завтра же оставлю кисть и отправлюсь под Ваше командование в сражающийся Донбасс. Прошу всех, кто любит Россию, помолитесь о великом человеке с печальным и твердым взглядом — Игоре Ивановиче Стрелкове».
Почему-то мне думается, что Игорь Стрелков, стараясь сохранить художника, не отдал бы такого приказа. И тогда Павел Рыженко поехал бы туда сам. Чтобы писать картины о новой войне…
Просто потому что Художник.
Просто потому что Русский.
Просто потому что Православный…
Не успел.
Вчера Павла Рыженко отпели. Его не стало 16 июля. На 44-м году жизни. В канун памяти Святых Царственных Страстотерпцев. А третий день его ухода выпал на 700-летие преподобного Сергия Радонежского.
Убежден, что его там встретят те, кого он так любил и кому посвятил свое творчество: и император Николай, и преподобный Сергий, и вся Святая Русь…
P.S. В видеоролике использованы картины П.В.Рыженко и песня протоиерея Олега Скобли «Поминальная свеча».