Про Гайдара, вокал, купола и гитару

Оговоримся сразу: бульвар Гайдара города Озерска к описываемым событиям отношения не имеет. А вот Озерск… Впрочем, обо всем по порядку.
Пятый раз в г. Арзамасе (Нижегородская обл.) прошел Международный фестиваль-конкурс православной и патриотической песни «Арзамасские купола». Организаторами фестиваля являются Нижегородская Митрополия Русской Православной Церкви, Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского и администрация Арзамаса.
В этом году «Арзамасские купола» объединили коллективы и солистов из 31 региона страны (всего более 150 участников).
Кроме требовательного и профессионального жюри (которое возглавлял композитор Григорий Гладков) на фестивале были высокие гости: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, член Совета Федерации Л.Н. Глебова, глава администрации Н. Новгорода О.А. Кондрашов, заслуженный артист РФ кинорежиссер, актер Н.С. Михалков.

Фестиваль продолжался несколько дней. Сначала в ДК «Ритм» состоялся сам конкурс, где были отобраны лучшие исполнители и лучшие номера, затем в день закрытия на Соборной площади Арзамаса лауреаты, дипломанты и гости фестиваля дали гала-концерт для всех желающих.
Итоги фестиваля «Арзамасские купола» подводились в нескольких номинациях: «Авторская песня», «Сольное пение», «Вокальные ансамбли» и др.
Озерск принимает участие в этом фестивале уже не первый раз и не первый раз добивается успеха… В прошлые годы Светлана Спесивцева завоевывала и гран-при фестиваля, и диплом лауреата I степени в номинации «Сольное пение».
В этом году диплом лауреата I степени в номинации «Сольное пение» из Арзамаса увезла озерчанка Ольга Смирнова. Она исполняла песни Марии Ларионовой на стихи Екатерины Конради «Рождество» и «Звонят колокола».

Екатерина Конради — по профессии врач-педиатр. А так уж сложилось в России, что гуманистические профессии всегда рядом с гуманитарными. Чехов, Булгаков, Розенбаум — первые фамилии, которые приходят на память при упоминании «врачей в искусстве».
Екатерина Геннадьевна первые строчки срифмовала еще в пионерском детстве:
«Гайдар, ты другом был детей,
Ты был веселый, смелый,
Ты сделал много для людей,
Сейчас ты самый первый…
Да! Самый первый для меня,
И я равняюсь на тебя!..»
«Это была чистая конъюнктура! — смеется автор. — Просто очень хотелось отблагодарить библиотекаря, выдававшую мне редкие книги, которые обычно не давала никому…»
А потом была долгая «школа»: «Началось все с того, что еще в школе с подружкой писали записки друг другу в стихах. У нас были целые тетрадки исписаны. И это была практика рифмования», — вспоминает с неизменной улыбкой Екатерина Геннадьевна.
Впрочем, к своим литературным экспериментам автор слов «лауреатских» песен относится без пафоса: «В общем-то стихами я свои тексты не считаю. Вот написать кому-нибудь поздравление или дружеский шарж — это пожалуйста… А серьезные стихи пыталась писать — нет, вижу, что не то. Потому что если уж делать, то делать на соответствующем уровне. Но поскольку все равно что-то писать хотелось, то песни — это для меня выход. Я всегда тянулась к музыке, но поскольку музыка не входит в перечень моих способностей, то… Нет, я с огромным удовольствием общаюсь с людьми из «музыкального мира», этот мир для меня очень сложный, и я как дилетант там. Но поскольку могу сочинить что-то, на что потом Маша напишет музыку, и я смогу хоть как-то прикоснуться к этому миру, то я очень рада…»

Мария Ларионова, автор музыки песен-победительниц, профессиональный музыкант, понятие композитор трактует расширительно: «Каждый день мы слышим какую-нибудь музыку. И если человек определяет для себя: вот эта музыка мне нравится, а эта нет, то он уже говорит как композитор. Он уже может сделать выбор. В каждом таком человеке живет композитор».
Когда-то Мария Михайловна (как многие) тоже начинала писать песни «для себя». А потом стали появляться колыбельные — уже для своих детей.
Сейчас творческим содружеством Екатерины Конради и Марии Ларионовой написано пять песен. Первое признание пришло в декабре 2010 года, когда песня «Город с необычною судьбой» стала лауреатом II степени в городском конкурсе «Торжественная песня об Озёрске».
Впрочем, «коллеги» по песенному «цеху» в голос утверждают, что основным «двигателем» их творчества является желание разделить свою радость со слушателями.

Когда же из поездки вернулась победительница-2014, Ольга Смирнова, то рассказала о своих впечатлениях.
«Я очень благодарна нашим прихожанам за их молитвы, — говорит Ольга Александровна, — потому что эта духовная поддержка, особенно вдалеке, чувствуется очень сильно. И в этой поездке было немало различных ситуаций, которые разрешались самым чудесным образом».
Первое и самое чувствительное (в эмоциональном смысле) недоразумение произошло, когда выяснилось, что нет «минусовки» для песни «Рождество». («Минусовка» — запись музыкального произведения, где отсутствует одна или более партий, обычно вокал или солирующий инструмент. Под такую запись музыкант имеет возможность сам исполнять отсутствующую партию. Чаще всего это просто готовый аккомпанемент для солиста). Что делать? Выбывать из конкурсной программы фестиваля? Срочно заменить каким-нибудь другим произведением, которое можно спеть а капелла?
Тут-то и произошло «очередное» чудо. Светлана Спесивцева, которая была приглашена в качестве гостя фестиваля для участия в гала-концерте (на котором выступали победители как текущего года, так и прошлых лет), приехала не к закрытию фестиваля, как планировалось, а на пару дней раньше. Ольга Смирнова поделилась с ней своей озабоченностью, и Светлана с легкостью согласилась аккомпанировать вместо «минусовки»: «Оля, да конечно! Не переживай, у нас вся ночь впереди. Отрепетируем!»

И после трех репетиций, без нот, на слух Светлана аккомпанировала Ольге на конкурсной программе… Никто не заметил, подумав, что так и должно быть.
«Очень символично получилось, как будто Светлана передала мне эстафету! — рассказывает Ольга Александровна. — И она так радовалась, что приехала не только поучаствовать в гала-концерте, но и помочь… Я ей очень благодарна за помощь и поддержку. Вообще атмосфера удивительная была на Фестивале. Словно зрители из зала добавили сил».
Правда, искушения на этом не закончились. На гала-концерте Ольга Смирнова исполняла песню «Звонят колокола». Включили «минусовку», идет вступление и… прерывается. Затем включается вновь. Что это? Просто пропал звук на четыре такта и «минусовка» продолжилась? Или звукорежиссер поставил ее с самого начала?
«Я вступаю наугад и, к счастью, попадаю правильно. Если бы ошиблась — всё пошло бы кувырком», — вспоминает победительница. Конечно, неприятно оконфузиться на Соборной площади и перед публикой, и перед весьма представительным «первым рядом» высоких гостей Фестиваля… Обошлось.
Так песни, родившиеся в Свято-Покровском приходе, начали свой путь из Озерска к зрителям и слушателям России. В Арзамасе. В городе, в котором 36 храмов. В городе, в котором родился один из самых незаслуженно забытых и малопонятых писателей советской эпохи — Аркадий Гайдар…

Комментирование запрещено