В прошедшее воскресенье православные христиане праздновали один из двенадцати основных праздников года.
Свято-Покровский храм г.Озерска исключением не стал. Храм был переполнен. И это тоже свидетельствует об отношении православных озерчан к этому празднику.
Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Сложный и очень противоречивый праздник.
«Знаю-знаю! В этот день рыбу можно!» — говорят некоторые «знатоки» церковного устава.
И отчасти они правы. Только превращать этот праздник исключительно в «рыбный день» так же нелепо и недостойно, как сводить празднование Пасхи к объеданию куличами и крашеными яйцами.
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.
Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу.
Поскольку в символике события Входа Господня в Иерусалим важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий.
В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы (первой зацветающей после долгой северной русской зимы), отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.
Вход Господень понимался как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, именно поэтому встречающие клали Ему под ноги свою одежду — как было принято в то время при встрече царя.
Как Царя встречали Его люди, как обещанного пророками долгожданного Мессию. Они уже слышали и о воскрешении Лазаря, четыре дня пролежавшего во гробе, и о насыщении несколькими хлебами тысяч голодных, и о других чудесах. И ждали, что Христос избавит народ израильский от римских оккупантов и возвысит народ Свой над всеми, дав ему всемирную земную власть…
И всего за несколько дней большинство из тех, кто встречал Христа, как Царя, разочаруются в Нем и будут кричать Пилату «распни Его, распни!»
Зачем такой Царь, который что-то говорит о какой-то вечной жизни, любви и Царствии Небесном, когда нужно здесь и сейчас иметь власть, деньги, и полное удовлетворение всех страстей и желаний?
Именно поэтому, празднуя Вербное воскресенье следует дать самому себе ответ: с кем ты? Что ты хочешь?
Кого ты видишь во Христе? Любящего Бога или «золотую рыбку» на посылках, исполняющую прихоти твои (или твоей «старухи»). Так ведь и с «золотой рыбкой» счастливого финала не было…
Что ты видишь в Церкви? Тело Христово? Или «комбинат ритуально-бытовых услуг»: покрестить-освятить-отпеть?
Хороший повод для размышлений. И в этот день — тоже.
А рыбка на столе — это вовсе неплохо. Лишь бы она Бога не заменила.