Голос для Озёрска

Строительство в Озёрске Свято-Покровского храма дарит поистине уникальные встречи с людьми, у которых никогда не появилось бы никакого повода пересечь «колючую» границу нашего города, если бы не храм.

Вот и нынешний гость – Владимир Марьянович ПЕТРОВСКИЙ – прибыл сюда, как говорится, с рабочим визитом.

This slideshow requires JavaScript.

Владимир Марьянович является ведущим специалистом России по вопросам консультации и рекомендации по приобретению колоколов, по техническому оборудованию колоколен и звонниц, по возрождению православного церковного звона, по искусству колокольного исполнения.

Он первым в России составил и издал сборник «Нотное пособие для начинающих звонарей», создал первую в России профессиональную школу звонарей на базе музея «Малые Карелы» в Архангельской области, сформировал новое направление в искусстве — «Современная колокольная музыка».

С передвижной звонницей участвует во множестве культурных программ, как в России, так и за рубежом. А кроме того, читает лекции на тему «Колокола: история и современность».

И, наверное, неслучайно его прозвали «звонарь номер один».

– Какими судьбами: из Архангельской губернии – в Озёрск? – спросил я у мастера.

– Это мой первый визит. Необходимо не только посмотреть проект звонницы, но и оценить все на месте, сделать необходимые разметки, внести нужные коррективы в проект, если понадобится.

Вот мы пообщались с батюшкой – это думающий, прагматичный человек, который реально живет в сегодняшнем нашем мире, и тот благодетель, который дает средства, тоже считает, что всё должно быть на хорошем, добром, качественном уровне. И я считаю, что добрый будет проект, исходя из тех колоколов, которые приобретены. Набор колоколов – спаси Господи! – точно подходит к тому, что сегодня здесь есть и по гармонии и по весам.

Единственное, что я попросил изменить, это колокол весом в 20 кг – на колокол в 36 кг. Чтобы полностью был гармонический звукоряд. Так, как должно быть. И этот вопрос тоже будет решен.

Так что вот такими судьбами с далекого архангельского севера с приветом… и с работой. Я считаю, что мы уже сделали хороший зачин колокольного дела здесь.

После монтажа колоколов займемся оборудованием места звонаря, настройкой колокольного звона, а параллельно я сейчас провожу курс звонарского искусства, в который входит и теоретическая программа, и практическая. Сначала – тренажер, а потом, в завершение – уже непосредственно на колоколах.

– Наш храм приобрел колокола производства ЗАО «Пятков и К°» (г. Каменск-Уральский). Как вы их оцениваете?

– Когда мне на вопрос: «Где брали колокола?» – говорят: «Пятков и компания», – я отвечаю: «Удачный выбор! Молодцы. Вы об этом не пожалеете».

Пятков это тот человек, работу которого, когда придет время, мы будем изучать. И я всегда говорю: отвечайте за свои труды сегодня. Потому что, может, ваш век и пройдет, пройдет и еще несколько веков, а ваша тема будет востребована. И тогда поднимут всё, что вы делали. И не будет ли стыдно вашим потомкам?

А Пятков достаточно прагматично подошел к этому вопросу. Да, сначала он арендовал цеха на заводах, а потом… А потом он поехал в Европу. И не счел унизительным учиться у них. Ведь там этот промысел не прерывался. Прекрасное литье колоколов в Голландии, в Германии, в Бельгии. Это же все удивительное производство, которое, может быть, не имеет таких масштабов, как у нас сейчас, но там все отлажено. Это и само строение колокола, его внутреннее содержание, это компоненты литья непосредственно. Это целый мир, который нужно знать. Правда, некоторые наши заводы сегодня идут «своим путём» – методом тыка…

Пятковские колокола предпочтительны еще и потому, что в них есть благозвучность. Колокол – это единственный предмет, который имеет полифоническое звучание. Струна или любой другой звучащий медный предмет не дает такого полифонического звучания. А здесь есть основной тон, и есть обертоны. И это надо всё слышать.

Есть тонкости, которые приобретаются с опытом. Все зависит от отношения в трудах. То есть кто-то трудится, кто-то постоянно прогрессирует, кто-то ищет новое, а кто-то – просто решает житейские и финансовые проблемы, которые его больше волнуют, чем что-то другое, более тонкое, важное и нужное.

– Сегодня существует мода на колокольную музыку или уже присутствует что-то более осознанное?

– Вы знаете, это всё вместе. Это Россия. Вот если кто-то немножко чувствует ее душой, может даже – изучает ее, тот видит, что эти противоречия характерны для России. И надо понимать, привыкать и жить с этим.

Был период, когда мы очень трепетно подходили к колокольной теме. Был организован первый фестиваль колокольных звонов в 1988 году у нас в Архангельске. Потом был 1989 год, когда была организована Ассоциация колокольного искусства в Ростове. Потом был Саратов.

Конечно, это было модно, интересно, открывались центры и открываются до сих пор. И даже я имел честь первым открыть такой центр колокольной подготовки, обучения у нас в Архангельске. И только потом поняли, что это не совсем правильно. Кстати, в России никогда не было централизованных школ звонарей. Учились на местах. Люди не глупые были… Потому что в центре обучаешься, где создана своя система, а когда приезжаешь к себе – там все по-другому, и нужно же все оборудовать, настроить и только потом звонить…

В целом волна популяризации, я думаю, уже в некой степени сошла, но, тем не менее, храмы строятся, восстанавливаются, и значит, должен быть глас. Должен быть голос. И поэтому, в любом случае, конечно, закупаются колокола, обучаются звонари…

И дай Бог, чтобы это было профессионально, правильно, благозвучно и красиво.

Так что дело идет, множится, и дай Бог, чтобы это было с головой. Вот это мое пожелание…

***

Наша беседа подошла к концу. Пора было ехать в Каменск-Уральский за колоколом в 36 кг.

Несмотря на то, что рабочий день уже закончился, Николай Геннадьевич ПЯТКОВ нас дождался и вместе с Владимиром Марьяновичем помог выбрать подходящий по звучанию колокол.

А потом была возможность посмотреть завод, где производятся лучшие колокола России…

 

февраль 2011 г.

Александр Волынцев

Комментирование запрещено