Советы готовящемуся к исповеди

 

«Не достаточно сказать, что я грешник, но должно вспомнить и о самих грехах, и о каждом в отдельности».

Святитель Иоанн Златоуст

      

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни. Исповедь — это покаяние сердца, рожденное жаждой очищения от скверны греха. Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через священника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бесплодна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься формально, холодно механически, не имея твердого намерения исправиться.

 

Первым делом готовящегося к исповеди должно быть испытание сердца. Для этого желательно несколько дней попоститься, в эти дни необходимо читать духовную литературу, читать советы и наставления о таинстве Покаяния, вспомнить и записать свои грехи. Знай, что как только ты решишь поститься и каяться, так явится множество препятствий внутренних и внешних, но все исчезнет, если проявишь твердость в своем намерении. Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности: «Ничего особенного я не совершал, у меня только мелкие грехи, как у всех, не крал, не убивал». А самолюбие? Неперенесение укоров? Черствость? Человекоугодие, слабость веры, отсутствие любви к ближнему? Разве это все неважные грехи? Присмотримся к себе повнимательнее, вспомним, в чем обычно нас упрекают наши близкие и знакомые. Очень часто их обвинения и укоры справедливы. Разве достигли мы кротости, безгневия, смирения? Разве каждого человека мы любим так, как заповедано Спасителем?

Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния, если и этот свой грех — окамененное нечувствие сердца — мы исповедуем мужественно и откровенно, без лицемерия. И все же, сокрушение сердца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь. Для смягчения нашего сердца и обострения покаянного чувства нужны молитвенные приготовления к исповеди и пост. Пост разрушает гибельное для духовной жизни телесное благополучие и благодушие, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, слово Божие, жития святых, творения Святых Отцов, а это, в свою очередь, придаст нам силы бороться с грехом и творить добрые дела.

Не нужно на исповеди ждать вопросов, надо самому сделать усилия, ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Нужно отказаться от попыток оправдать себя «смягчающими обстоятельствами», отказаться от ссылок на других, якобы введших во грех. Исповедь должна быть полной, то есть мы должны исповедовать все наши грехи, ничего не скрывая и не откладывая «на потом». Нераскаянные грехи постоянно тяготят душу и готовят ей вечное осуждение. Не смей думать, что твои грехи так велики, что не стоит и каяться, Кто принимает наше покаяние? Кто врачует наши греховные язвы? Всемогущий Бог. Всемогущий Врач! И как Таковой Он и прощение делает возможным для всех самых тяжких грехов.

Неверно думать, что после исповедания наших многих прегрешений священник станет пренебрегать нами, как грешниками. Напротив, любой священник радуется искреннему раскаянию грешника, как добрый пастырь радуется, найдя потерянную овцу. Зная наши недуги, он вернее сможет нам помочь, указать способ исцеления от наших греховных язв.

Исповедоваться надо как можно чаще, промежутки между исповедями должны быть наполнены внутренней борьбой с греховными соблазнами, усилиями к праведной жизни, подкрепляемыми предыдущей исповедью, ожиданием и приготовлением к следующей.

 

Памятка готовящимся ко Святому Причащению

 

Причащение – таинственное, непостижимое умом, глубочайшее и самое тесное из всех возможных для человека соединение с Богом через вкушение величайшей святыни: евхаристических Даров -преосуществленных Хлеба и Вина — истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Приступать к этому святейшему Таинству надо, по возможности, ежемесячно, но никак не реже 4 раз в год. К нему должно тщательно подготовиться, чтобы Причащение было не в суд и не в осуждение. Из строгих церковных правил здесь изложено самое необходимое, минимум, который нужно  соблюсти, чтобы подготовиться к причастию.

1.  Перед причащением необходимо поститься не менее З-х дней. Пост включает в себя воздержание в развлечениях (кино, телевизор, музыка, светская литература и т.п.), в супружеской жизни, в пище (не вкушается пища животного происхождения: мясо, молоко, масло, яйца, творог сыр. Прочая пища вкушается в умеренных количествах).

2.  Во дни говения (подготовки ко причащению) можно увеличить свое молитвенное правило, больше читать Евангелие, душеполезные книги, чаще посещать богослужения.

З.  Готовясь к причащению непременно примирись со всеми, с кем имел конфликт или ссору. Причащаться во вражде — тяжкий грех.

4.  Накануне дня причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении. Это непременное условие приготовления к таинству Причащения.

5.  Таинству Причащения обязательно должно предшествовать таинство Исповеди, которое совершается обычно по окончании вечерней службы. Нужно поисповедоваться в своих грехах и получить прощение от Господа через священника. Таинство Исповеди начинается с особых молитв о кающихся, во время чтения которых необходимо находиться близ священника и молиться вместе с ним.

6.  До причащения накануне вечером необходимо с осознанием и глубоким покаянным чувством прочитать следующие молитвы:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю
  4. Последование ко Святому Причащению.

Все эти молитвословия можно найти по оглавлению в книге «Молитвослов».

7.  Желающий причаститься утром непременно должен прийти к началу богослужения, натощак, т.е. после 12 часов ночи ничего не есть, не пить (тем более не курить). На христианине обязательно должен быть нательный крестик.

8. Ко святой Чаше следует подходить с благоговением, никого не толкая, осознавая свое недостоинство. Руки на груди сложить крестообразно, правую на левую. Перед Чашей не креститься, назвать свое полное имя, данное при крещении. Осторожно принять Святые Дары, поцеловать край Чаши и спокойно отойти. Дары сразу же разжевать и проглотить. Затем запить дары «теплотой» и съесть частичку просфоры.

9.  По окончании службы надо поспешить домой, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении (также есть в Молитвослове) и остаток дня провести в чтении духовных книг и помощи ближним, ограждая себя от пустых разговоров и развлечений.

Комментирование запрещено