Как встретить Новый год по-новому?

(Паломническая поездка Воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы)

Поездку, которую предприняли воспитанники Воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы с 29.12.2013 по 04.01.2014, вполне можно назвать уникальной. Девять учащихся в сопровождении пятерых взрослых прихожан совершили паломничество по святым местам, не просто встретив в пути Новый – 2014 – год, а и в известном смысле открыв этой поездкой год 700-летия преподобного Сергия Радонежского.

До Ярославля доехали из Екатеринбурга на поезде.

В пути еще раз перечитали житие преподобного Сергия.

30 декабря были уже в Ярославле, в городе, основанном князем Ярославом Мудрым. Юные прихожане не просто «глазели по сторонам», как положено типичным туристам, а всерьез знакомились с теми городами, музеями и памятниками архитектуры, встречающимися им на маршруте: ребята знали, что вернувшись, им надо будет подробно рассказать обо всем остальным прихожанам.

Знакомство с Ярославлем начали с восстановленного кафедрального Успенского собора. А по пути в качестве экскурсовода послушали водители автобуса, который с удовольствием рассказывал о своем городе. Звонарям (и юным не самым юным), которые тоже были в составе нашей паломнической группы было очень интересно увидеть наземную звонницу собора. Профессиональный интерес, так сказать…

Следующим храмом, в котором побывали озерчане, стала церковь Николы Надеина, построенная в XVII веке. Это первый каменный храм Ярославля. Заказчик Надеинского храма – купец Надея Светешников – заложив церковь, основал новую традицию: жители города (сначала из богатых купеческих династий, а затем и из ремесленников) стали строить храмы, соревнуясь, чья церковь будет больше, выше, богаче, красивее…

Затем паломники осмотрели церковь Спаса на Городу, которая находится неподалеку.

Вообще в Ярославле множество небольших храмов. Это объяснили тем, что тогда было не в традиции Руси ставить огромные соборы: во-первых, климат не тот (попробуй-ка зимой прогрей огромный собор); во-вторых, каждый заказчик строил храм «для своего дома». Так и появлялись храмы на каждой улице, да в каждом квартале…

А рядом – церковь Михаила Архангела, старинная гарнизонная церковь. В свое время было принято в таких «профессионально-ориентированных» храмах размещать мемориальные доски с именами для поминовения. Так в Петербурге в кафедральном Николо-Богоявленском соборе до сих пор размещают доски с именами погибших моряков (в том числе с АПЛ «Курск»). А здесь, в ярославском гарнизонном храме установлены доски с именами воинов-ярославцев, погибших в Афганистане, Чечне и других «горячих точках».

А дальше – церковь Илии Пророка, жемчужина Ярославля. Церковь в честь пророка Илии была заложена Ярославом Мудрым одновременно с самим городом в честь легендарной победы князя над медведем, произошедшей в день памяти этого святого. Конечно, изначально церковь была деревянной, современная каменная построена в 1647-1650 годы. Сегодня это символ города. (Кстати, на звоннице этого храма установлены новые колокола. Устанавливал их хорошо знакомый православным озерчанам мастер колокольного звона В.М.Петровский).

Далее наши паломники увидели Спасо-Преображенский монастырь («реорганизованный» в свое время в музей-заповедник). Снаружи. Внутрь помещений попасть не удалось: там сейчас идут ремонтные работы.

Дальше путь группы озерчан лежал в Ростов Великий.

Туда прибыли уже в сумерках. Но Успенский собор Ростова рассмотреть и сфотографировать все же успели. Особо впечатление произвели ростовские звонницы. И не только на наших звонарей. Каждый колокол там имеет свое персональное имя. Самый большой колокол зовут «Сысой». И снова связь с Озерском: прадед нашего горожанина Сергея Ивановича Израилева – протоиерей Аристарх Израилев – настраивал эти колокола, создавая в XIX  веке новую традицию колокольных звонов. Всё же тесен мир…

Под самый Новый год – 31 декабря – паломники прибыли в Свято-Алексиевскую Пустынь. Расположена она в деревне Новоалексеевка Ярославской области. Обитель возникла более 20 лет назад на месте подворья Переславского Феодоровского монастыря и полуразрушенного храма Алексия Человека Божия.

Сегодня Пустынь объединяет небольшие общины (мужскую и женскую), приют для инвалидов и престарелых людей, детский центр для детей-сирот, кадетский корпус, классическую гимназию, «Объединенный музей Свято-Алексиевской Пустыни» и библиотеку. По сути, это духовный, социальный и образовательный центр, аналогов которого в современной России – нет. Для детей – это прекрасная стартовая площадка в уверенную и сознательную взрослую жизнь.

И снова – привет Озерску. Здесь в Свято-Алексиевской Пустыни уже несколько лет живет многодетная семья Михайловых из нашего города.

Впечатление знакомство с Пустынью произвело неизгладимое. Многое захотелось тут же взять на вооружение и воплотить уже в нашем, Свято-Покровском, приходе.

Одна из интересных традиций Пустыни – ежедневный крестный ход вокруг обители. Уникальность его не только в «ежедневности» и «всепогодности», но и в том, что на нем поются Пасхальные тропари.

А вообще день в Пустыни начинается с утреннего молитвенного правила и заканчивается – вечерним. Правило читается в три смены: сначала читают старшие дети, потом младшие, а завершают младшие (в 7.40 утра).

У обучающихся нет в свободном пользовании ни мобильных телефонов, ни интернета. Однако, нельзя сказать, что это «ограничение» негативно сказывается на интеллекте учащихся: во-первых, им попросту некогда просиживать в липкой «всемирной паутине», а во-вторых, для получения необходимой информации достаточно огромной библиотеки Пустыни.

Потрясением было и то, что там существует совсем «недемократическая» система штрафов. Например, за одно бранное слово родители провинившегося вынуждены вносить штраф 15 тысяч рублей. Хороший стимул для того, чтобы следить за своим языком (а, значит, и за мыслями)…

Рано утром 1 января (уже 2014 года) наши паломники отправились в Переславль-Залесский. Очень понравилась, что этот город встретил озерчан тишиной и совершеннейшей опустелостью: прошедшая новогодняя ночь потрудилась на славу…

Начали экскурсию с храма святого Александра Невского. А рядом – Спасо-Преображенский собор, рядом с которым в свое время располагались палаты, в которых родился Александр Невский, здесь его и крестили. И здесь же рукополагали в диакона, а затем и в пресвитера другого святого – Сергия Радонежского.

Службы в Спасо-Преображенском соборе не проводятся и, кстати, существует предание, что когда начнет этот собор действовать, тогда Россия будет в расцвете. Но пока служб нет, и даже купол не могут покрыть (как и полагалось бы) золотом. Невидимые препоны не преодолеваются даже именем действующего президента…

Побывали наши паломники и на могиле Миши-Самуила – известного русского юродивого.

С детства Миша принял на себя юродство. Восьмилетним отроком он предсказал мор на людях в своём селе, и крестьяне потребовали выгнать его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика.

Всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом. Нередко перед чьей-то смертью Мишу видали плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе.

Считали за удачную примету, если у торговца он потребует чего-нибудь съестного. Это была лучшая рекомендация.

Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим.

Скончался 23 февраля 1907 года в три часа пополудни в Троицкой слободе. Погребён 25 февраля по правую сторону Троицкого алтаря.

Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

Имя Самуил ему добавлено народом, как бы своего рода монашествующему лицу за его строгую девственную жизнь, и присвоено ему после смерти уважаемого иеромонаха Никольского монастыря (в то время мужского) — Самуила.

С 2004 года Миша-Самуил почитается как угодник Божий в Ярославской епархии.

Паломники с удивлением узнали, что в Ярославле в свое время было воздвигнуто 30 храмов и 11 (!) монастырей (сейчас действует 4 монастыря). Один из древних монастырей Ярославля – Никитский мужской монастырь, основанный в XII веке. До XVI века все его постройки были деревянными. Только в 1528 году по велению князя Василия III здесь сооружается одноглавая каменная церковь. Основное строительство было выполнено уже при Иване Грозном в 60-е годы XVI века.

Широкую известность монастырь приобретает с того времени как в ней прославился своей подвижнической жизнью прп. Никита Чудотворец. Слава этого подвижника выходила далеко за стены обители.

Никитский монастырь неоднократно подвергался разорению со стороны литовцев. С 1994 г. монастырь снова становится действующим.

Далее путь паломников-озерчан лежал через Никольский женский монастырь. Монастырь с удивительной судьбой. Сохранилось немало свидетельств того, как Николай Чудотворец оберегал этот монастырь. Основан монастырь известным русским святым – преподобным Димитрием Прилуцким в 1350 году.

Кстати, Димитрий Прилуцкий был современником преподобного Сергия Радонежского; первая их встреча состоялась в 1354 году в Переславле, куда Сергий приходил в гости к местному епископу Афанасию. С тех пор они неоднократно общались.

Основанный же Димитрием Никольский монастырь в Переславле жил своей самостоятельной жизнью. И не всегда эта жизнь была простой; иногда она прерывалась вовсе, но всякий раз возрождалась заново.

Трижды Никольский монастырь разорялся практически до основания. Беды эти принесли: татарское нашествие, польско-литовская интервенция в Смутное время и советская власть.

Разрушенное в ХХ веке помог восстановить московский предприниматель-меценат Виктор Тырышкин

Чего стоит один только новый собор в честь святителя Николая, который ни в величии, ни в красоте, ни в богатстве внутреннего убранства не уступает лучшим храмам этой древней земли! А рядом с собором построил и звонницу, отлив для нее уникальный ансамбль колоколов.

Быть у звонницы и не посмотреть колокола?

Конечно, наши поднимались на звонницу Никольского храма, где озерским звонарям и звонарицам было позволено позвонить в колокола. Самый большой колокол – 8 тонн. Колокола отлиты в Романове-Борисоглебске (Тутаеве) на заводе Н.А.Шувалова. освящена звонница была 6 мая 2005 года. В храме мощи двух святых: преподобного Корнилия Переславского и святого благоверного князя Андрея Смоленского. Святой Андрей был князем, но устав от борьбы за власть, тайно ушел в Переславские земли, где около 30 лет служил простым пономарем. О том, что он был князем, узнали лишь после его смерти по перстню и его записям…

Не обошелся этот монастырь и без новомучеников.

Священномученик Никита, епископ Нижнетагильский (в миру Фёдор Петрович Делекторский) 4 (17 н. ст.) ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Московской области был приговорён к расстрелу и через два дня 6 (19 н. ст.) ноября расстрелян на полигоне НКВД в Бутово. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 года для общецерковного почитания.

Вернувшись вечером 1 января в Свято-Алексиевскую пустынь, где наши паломники остановились на ночлег, озерчане выступили с композицией о новомученице Татиане (Гримблит). Активное участие принял и кадет Анатолий Михайлов (уроженец Озерска, ныне проходящий обучение в Свято-Алексиевской пустыни). Экспромт получился удачным. Правда, наши выступающие отметили, что им не хватало горения Николая Павловича Скрябина, артиста театра «Наш дом», который принимал участие в постановке этой композиции в Озерске.

На следующее утро, 2 января, встав в 5 часов, группа направилась на автобусе в Сергиев Посад.

Конечно, те, кто впервые посетил Троице-Сергиеву лавру, были потрясены. «Это город в городе!», — говорили они о масштабах лавры.

Безусловно, обойдя все храмы лавры, посетив множество святынь, находящихся здесь, паломники не могли не поклониться преподобному Сергию. Несмотря на то, что в очередь к его мощам надо было простоять далеко не один час. И это 2 января. Значит, далеко не вся страна страдает многодневным празднованием смены календаря…

А следующее утро, 3 января, началось с ожидания в 6 утра электрички на Москву: была запланирована поездка в Бутово.

В Бутово наших ожидала знакомая уже по незабываемой ноябрьской встрече в Озерске Лидия Алексеевна Головкова, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

Лидия Алексеевна провела озерских паломников по Бутовскому полигону. Топономически название Бутово связано с небольшой деревней, расположенной на Старом Варшавском тракте, остатки которой сохранились до сих пор. Некогда здесь добывали бутовый камень, бут, который использовался в основании домов и строительстве дорог.

Здесь была организована печально знаменитая специальная расстрельная зона НКВД в Бутове, место массовых расстрелов и захоронений с 1937 по 1953 гг.

В отдельные дни расстреливали здесь по 100 и по 200 человек. Максимум приходится на 28 февраля 1938 года: в этот день на Бутовском полигоне было расстреляно 562 человека.

После войны расстрелов на Бутовском полигоне уже не было. Сюда привозили хоронить расстрелянных и умерших в московских тюрьмах. Но место захоронения вплоть до 1995года строго охранялось КГБ-ФСБ.

Самому старшему из расстрелянных было 90 лет, самому младшему – 13…

Более 20-ти тысяч только по официальным данным (то есть тех, на кого в архивах были обнаружены какие-то документы).

В храме, посвященном новомученикам, озерчане с удивлением увидели иконостас, чрезвычайно похожий на иконостас нашего Свято-Покровского храма. И это тоже не случайно. Удивительная схожесть появилась не оттого, что иконостасы сработаны одними и теми же мастерами, а для того, чтобы подчеркнуть связь этих храмов: ведь нижний придел Свято-Покровского храма в Озерске тоже посвящен новомученикам.

После обеда озерчане поехали в Москву.

Куда?

Конечно же в Храм Христа Спасителя.

Там к нашей группе в качестве гида присоединился Павел Шакиров (озерчанин, ныне обучающийся в Москве).

Время пролетело незаметно.

Ехали обратно (в Екатеринбург) на более комфортабельном поезде.

В Казанской губернии на очередной станции поезд остановился так, что напротив окон, где наши паломники в это время читали утреннее правило, оказался павильон с надписью «Церковная лавка».

«Видимо, чтобы нам ничего не мешало и не отвлекало!» — пошутили паломники.

Время в этой поездке было спрессовано, расписано всё было, практически, по минутам, и впечатления остались концентрированными… Однако, почувствовав вкус к таким поездкам, наши паломники уже размышляют куда поедут в следующий раз. И судя по горящим глазам слушающих рассказ об этой поездке, в следующий раз желающих будет значительно больше.

Значит, есть надежда, что (в хорошем смысле) подобные поездки перестанут быть уникальными, а станут традиционными…

Комментирование запрещено