«Да девять где?..»

Притча о десяти прокаженных. О прокаженных, которых исцелил Господь. Обрадованные вернувшейся полноценностью жизни заспешили они своей дорогой. И лишь один из них понял, Кто сейчас очистил, исцелил их. Понял и вернулся поблагодарить Бога. «Не десять ли очистились, да девять где?»
Хорошо знаем эту притчу. Узнаем ее при чтении Евангелия за Литургией.
«Да девять где?..»
Петербург. Январь. 1999 год. Николо-Богоявленский собор. Священник обращается к пастве с проповедью и вопрошает: «А мы – к кому относимся мы? К тому одному, единственному, что вернулся поблагодарить Бога? Или к девяти? Давайте вспомним: год назад были мы благодарны Господу за то, что имеем? Или мы роптали, жаловались на судьбу, унывали, что плохо живем, что зарплаты наши малы… Но вот пришел август прошлого года, и мы стали жить в несколько раз хуже, зарплаты уменьшились в разы, финансовая катастрофа уничтожила наши сбережения, что мы откладывали «на черный день». Достаточно ли нам такого урока? Или нужен еще? Так были ли мы благодарны Богу за то, что имели год назад? Благодарны ли мы Ему сегодня за то, что есть у нас сейчас?»
«Да девять где?..»
Нельзя сказать, что известие о кончине Егора Гайдара болью отозвалось в сердцах простого народа.
Слишком крепко связаны с этим именем в памяти людской «шоковая терапия», после которой «сгорели» все копеечные сбережения обычных (бывших советских) тружеников.
Слишком памятна приватизационная афера с переходом в частные руки огромного сектора государственной экономики (сектора – приносящего прибыль, разумеется).
Слишком свежи воспоминания о «лихих девяностых», когда банды новоявленных душегубов утюжили первых кооператоров, наивно полагавших, что дарованная им свобода предпринимательства поможет счастливо зажить своим трудом…
И всё же… А давайте вспомним наше недавнее прошлое.
Передо мной две открытки из семейного архива. Два свидетельства заката советской эпохи.
Как жили в конце 70-х?

«…Дорогая Н.И.!
Шлем Вам, Н.В. и С. Новогодний привет и поздравления с Новым 1979 годом.
Пусть он принесет Вам много радостных и счастливых дней, успехов и удач во всех делах, отличного здоровья и хорошего праздничного настроения. Пусть исполнятся все Ваши заветные желания!
Мы живем без перемен. Занимаемся домашними делами, читаем, смотрим телевизор, ждем писем. А что еще делать пенсионерам?!
Летом было много работы на даче, а сейчас скучновато. Олечка со своей семьей ходит к нам часто. Мы бываем у них. Так и идет время.
В этом году стоят большие морозы, ниже -30 градусов. В комнате тепло.
С продуктами плохо. Нет мяса, масла, колбасы. Давали под Новый год по организациям. М.П-чу как инвалиду дали 1 кг мяса и полкило масла (3 р. 20 коп./кг). А мне, как и другим пенсионерам, ничего не дали.
Молоко бывает в магазинах, сметана сыр. Есть яйца, кур нет; конфет и печенья никаких нет.
На базаре свинина по 3 р. 80 коп. и 4 р. за кило и то – очереди, придешь попозже, ничего не купишь.
Люди убивают животных и придерживают для себя и знакомых.
Кое-как перебиваемся. Купили кулинарного жира, растительного масла, картошка своя есть, грибы. Рожки, крупы есть. Вот так и живем.
Как у вас с питанием? Как вы живете? Как настроение, здоровье?
К Устюгу подвели газ. Начали газификацию домов на горе.
К новому году закрывают баню. Она в аварийном состоянии. Новую баню строят, но еще долго, наверное, не доделают, хотя идут уже отделочные работы. Люди беспокоятся, как будут мыться.
Пишите о себе.
Обнимаем Вас по-новогоднему.
Э. и М. К-вы
26/XII-78 г.»

Прошло двенадцать лет. Общий экономический (да и политический) кризис разрастался. Обнищание советского народа достигло предела. Читаем вторую открытку…

«…Дорогие Н.И. и Н.В.!
Сердечно поздравляем Вас с началом весны и первым весенним праздником – Днем 8 Марта.
Пусть этот мартовский денёк
Здоровья, счастья принесет.
И вместе с запахом весенним
Тихонько в двери к Вам войдет.
Привет и наилучшие пожелания С. Обнимаю Вас.
К-вы Э. и М.

Живем без изменений.
Волнуемся, переживаем, как все люди нашей страны. Смотрим по телевизору все заседания сессий Верховного Совета РСФСР и СССР.
В магазинах полки пустые. Даны кучи талонов на все продукты и даже промтовары. Сейчас одна забота: как выкупить продукты, чтобы успеть и не запутаться в талонах. У пенсионеров есть время, но нет сил. А работающие с трудом могут отовариться.
Сегодня М.П. выкупил электролампочки, вчера – соль и спички. Масла сливочного 300 г., колбасы 300 г., 1 банку консервов рыбных в квартал и т.д. и т.д.
Жизнь беспокойная, не интересная, пустая.
Здоровье получше, чем было, но без таблеток не живу; один день получше, другой – опять худо. Стараюсь ходить по квартире и по лестнице в подъезде: ноги совсем сдают.
Жалуется и М.П-ч: в этом году неважно чувствует. Мама всё так же. У О. всё нормально. Привет и поздравления от М.Ф.

1/III-91 г.»

Сказать, что сегодня в России наступил «золотой век» и все живут счастливо и в достатке, язык не повернется. Но и эти две открыточки помогают поддержать память в должном тонусе.
Не поклоняясь Золотому Тельцу, не воздавая почести расхитителям России (и не завидуя им), не преклоняясь перед «гламурной элитой», которая крадет наше время с помощью телевизора – успеть поблагодарить Бога за то, что мы имеем сейчас.
Чтобы не услышать в свой адрес: «Да девять где?..»

Александр ВОЛЫНЦЕВ

Комментирование запрещено