На передовой

Он работал редактором и сценаристом на Центральном телевидении.
После первой же своей книги принят в Союз писателей.
Служил на посту главного редактора журнала «Москва».
Преподавал в Московской Духовной академии.
Сегодня преподает древнерусскую литературу в Академии живописи, ваяния и зодчеств.
Его творчество изучают на филологических факультетах, когда говорят о современной литературе.
Возглавляет телевизионное жюри Международного Фестиваля православных теле- и радиопрограмм «Радонеж».
Его зовут Владимир Николаевич Крупин.

Чем отличается Фестиваль «Радонеж» от других фестивалей? В первую очередь атмосферой. Я не помню ни одного журналистского конкурса или фестиваля, на котором бы люди так по доброму относились к своим «конкурентам». И даже если кто-то огорчался, что не получил желаемой оценки или награды, то это огорчение не выплескивалось в традиционно-агрессивной форме «непризнанного гения». Нет на этом Фестивале зависти, злорадства и тяги к победе любой ценой. Не для того здесь собираются.
Атмосферой отличается этот Фестиваль. А атмосферу создают люди.
Владимир Николаевич Крупин – один тех, кто задает тон на этом форуме. Его мягкий, доброжелательный голос, братское отношение ко всем и беззлобный юмор сразу формируют необходимый настрой, и ты уже понимаешь, что в словосочетании «православный журналист» слово «журналист» стоит на втором месте. И привычная суета остается где-то там, по ту сторону Фестиваля…

Владимир Николаевич, на XIV Фестивале было особенно радостно и интересно оттого, что очень много представлено работ серьезных студий, серьезных телеканалов (телеканала «Россия», телеканала «Культура»). Возникло ощущение, что и каналы близкие, скажем так, к «государю» уже стали в той или иной мере обращать внимание на Православие. Это с одной стороны. С другой стороны остается прежнее ощущение, что православные фильмы, православные СМИ представляют собой некий православный андеграунд, то есть своего рода параллельный мир. Это действительно так?
– Да. Понимаете, во-первых, большинство СМИ остается в рамках своего мышления. А во-вторых, чем более мы начинаем исполнять волю Христа на земле, тем больше будем ощущать противодействие. Как говорят старцы, пока мы спим, укрывшись одеялом греховных страстей, бесам нечего делать. Помните притчу? «Чего ты не работаешь?» – спрашивают старцы у беса, который сидит, ногами болтает. «А люди сами всё делают! И грешат, и пьют, и курят, и хулиганят, и матерятся…» – отвечает. Вот ведь что! А когда мы начинаем каяться, молиться, идти ко Христу, вот тут-то и начинается неистовство. Поэтому легко ожидать усиления бесовской злобы на нас и на наш Фестиваль. А то, что серьезные студии начинают включать в свои творческие программы христианскую тематику и в экранное время вставляют такие работы, это уже очень важно, это большой… Не хочется говорить слово «прорыв», но вместе с тем это занятие плацдарма уже на нашей территории. Заслуженное. Потому что эта земля нам принадлежит. И то, что она заполнена всякими там «Аншлагами», всей этой бесовщиной, это, конечно, прискорбно. Поэтому мы и заявляем полным голосом, что это наша земля, это Россия, у нас нет запасной Родины, нам здесь жить, нам здесь умирать. И мы понимаем, что мы-то умрем, а душа-то бессмертна. Мы работаем на бессмертие души. Конечно, несомненно, мы идем по непротоптанной дороге и это очень важно. И ваши фильмы, Саша, показывают тоже самое. Ведь вообще мы приближаемся к тайне, которая так до конца и не будет познана. Тайна эта – тайна молитвенного состояния человека. Молитва спасает людей, молитва. Нужно и покаяние, и исповедь, но и к покаянию, и к исповеди приводит молитва: внутреннее состояние человека, когда он осознаёт что всё время… Вот даже неверующий человек запнется, и у него «о, Господи!» вырвется изнутри. Непроизвольно совершенно. Или как только ругнется, привыкши к матерщине, и сразу «ой!» про себя, как-то очнется. То есть внутри сидящая совесть (а совесть – это голос Божий) не дает нам пропасть. Так что вы знаете, «вихри враждебные» по-прежнему «веют над нами» и «темные силы нас злобно гнетут», но все-таки мы уже говорим иначе эти слова. С православной точки зрения.
В одном из ваших интервью вы объясняли, почему на Россию такие нападки идут. На ваш взгляд насколько эти нападки действительно сильны? Много сейчас разного говорится. Одни – сторонники того, что существует всемирный заговор против России, другие говорят, что все это ерунда, просто самим надо работать…
– Я не могу говорить про всемирный заговор, но то, что в мире существует злоба против России – злоба Золотого Тельца – это факт. Как это так, вдруг, есть страна, которая не подмята еще. Еще не до конца развращена, не до конца ее споили, не до конца убили. Как это так?!! Конечно, злоба эта существует. И то, что существует их постоянный злобный сговор – это несомненно. Что еще сделать, что еще надвинуть на Россию? Посмотрите, даже в православном мире постоянно возникают какие-то провокации: то вокруг ИНН, то вокруг каких-то лже-старцев… Без конца вода мутится.
– Попытка расколоть изнутри…

– Конечно! Конечно. Всякая болтовня про «табачные дела», всё же это специально делается, специально! Всякие «катакомбные церкви», сектантство, «пензенские сидельцы» и прочее… И не надо быть пророком, чтобы сказать, что это всё будет усиливаться. Потому что враг нашего спасения (вот уж у кого существует заговор против России, так это у сатаны и его приспешников!) будет только усиливать свою брань. Но нас утешает великое правило: мы знаем, что Господь поразит зло. Но, чтобы поразить зло, оно должно раскрыться во всем объеме. И вот это раскрытие зла и происходит теперь, мы его наблюдаем. Уже в такой полноте это происходит, такие мы видим факты расчеловечивания, что…
– А надо ли этому противостоять? Если это Божий замысел…
– Обязательно! Как же?! Противостоять обязательно! А кого иначе Господь будет спасать? Если все сложили руки и всё… Нет, унывать нельзя! Унывать – грех. Сопротивляться надо! Причем нам-то Господь сил дает по мере нашего сопротивления этому нашествию. Ведь каждому дан талант. И вряд ли Господь примет оправдания «ой, мне ведь было некогда» и прочее. Поэтому нам тяжело, творческим работникам. У Иоанна Кронштадтского вообще сказано, что спасение пишущего человека (это значит творческого человека) необычайно трудно. Помните пример, Толстой и разбойник в аду. Это же можно отнести и к режиссеру, и к сценаристу, к актеру. Хорошо, он-то помер, но роль-то им сыгранная осталась. Фильм снятый остался. И вот это ощущение ответственности за сделанное будет преследовать и за смертным порогом.
– Можно ли сказать, что Фестиваль «Радонеж» – это своего рода фестиваль фильмов сопротивления?
– Да. Сопротивления вот этой бездне пошлости, насилия, мрака пропаганды всего мерзкого, сопротивления тому, что называется мракобесием. Конечно, мы находимся на переднем крае… В окопах… (смеется)

Александр Волынцев
Фото автора

Комментирование запрещено