Касли — Озерск: обретая утраченное

Касли… Кыштым… Озерск…

Что связывает три этих непохожих уральских города?

Нет, понятно, металлургия (в Озерске – своеобразная металлургия), промышленность и т.д.

Сейчас не об этом.

В годы воинствующего богоборчества православные жители Озерска ездили по воскресеньям в храмы ближайших городов, поскольку в самом Озерске об этом и подумать было невозможно.

Потому в Каслях и Кыштыме общины православных храмов минимум наполовину состояли из жителей «Сороковки».

Но время идет, меняются политические пристрастия, меняются и нравственные ориентиры.

Город чугунолитейщиков Касли обрел трех новомучеников – заступников и молитвенников за город: постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха от 17 июля 2002 г. священномученик Александр (Миропольский), священномученик Петр (Беляев), священномученик Петр (Смородинцев) включены в числе других новомучеников в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, прославленный Архиерейским Собором 2000 года.

Не прошло и ста лет с их мученической кончины. «Всего» – 95 лет. В 1918 году 45-летнего отца Петра Беляева «просто» расстреляли; когда было обнаружено тело 49-летнего священника Петра Смородинцева, его опознали с большим трудом (голова была разбита топором, лицо изуродовано, в теле было две огнестрельные раны); 70-летнего отца Александра Миропольского мерзавцам было недостаточно просто расстрелять (ему нанесли несколько ударов по лицу, били тесаком по телу, сломали ногу, прокололи ступню и, в конце концов, связанного по рукам, бросили в яму). Бандиты назывались красноармейцами.

И вот буквально на днях город Касли встречал икону каслинских Святых новомучеников. Икона была написана в Челябинской иконописной мастерской специально для Каслинского храма Вознесения Господня на пожертвования прихожан.

image001

Группа прихожан и служащих храма (под звон колоколов, доносящийся с улицы Коммуны, где расположен храм Вознесения Господня) прошла крестным ходом с иконой новомучеников по улице Ленина к памятному камню на улице Советской. (Одни названия улиц – как песня…)

Этот камень был освящен 4 ноября 2010 года митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом.

А в день встречи иконы здесь после короткого молебна настоятель храма Вознесения Господня священник Георгий Головкин, обращаясь к прихожанам, отметил, что «встреча священников произошла ровно через 95 лет после их расстрела. Их мужество, крепость духа, стойкость в своих убеждениях являются для нас примером и надеждой, что добродетель восторжествует в обществе, что место их захоронения и храм будут восстановлены и облагорожены».

Затем икону установили для поклонения в храме Вознесения Господня. «Святые священномученики Александре, Петре и Петре, молите Бога о нас», – раздавалось под сводами храма…

image002 image004 image005

Останки священномучеников (то есть — мощи) были погребены в 1918 году в Каслях возле Успенского храма.

Того самого храма, в котором сегодня по-прежнему находится чугунолитейное производство (ООО «Каменный пояс»).

image002_1 image003_1 image011_1 image012_1

И найти место захоронения святых, мягко говоря, сложновато…

По многим причинам.

«Коллективной амнезией» назвали состояние исторической памяти в современной России зарубежные исследователи – участники международной конференции «Осмысление истории как общеевропейская задача», прошедшей 21 октября в Уральском федеральном университете Екатеринбурга» — сообщает сайт www.pravmir.ru.

К сожалению, как отечественные, так и зарубежные историки отмечают, что в современной России происходит явное обеление тоталитарного прошлого.

Историк, доцент кафедры европейских исследований Департамента международных отношений УрФУ Светлана Быкова привела выдержки многих западных учёных о том, что для России сейчас характерны скорее ностальгические идеализированные описания прошлого и «коллективная амнезия» в отношении трагедии ГУЛАГа и других проявлений массового террора.

Британский исследователь Дональд Рейфилд указывает, что «Российское государство не хочет окончательно отречься от Сталина и его палачей… Престарелые жертвы сталинизма уже не пользуются ни привилегиями, ни уважением, а их престарелые мучители получают большие пенсии и с гордостью носят ордена».

А немецкий ученый Карл Шлёгель сетует об отсутствии напоминания об историческом прошлом на здании по адресу Ленина, 17 в Екатеринбурге, где в годы Большого террора находилось Управление НКВД и проводились допросы арестованных, а во внутренней тюрьме — расстрелы тысяч людей, в том числе христианских новомучеников.

Но время идет…

Может быть настанет тот момент, когда и под сводами Успенского храма зазвучит молитва, а не грохот чугунных чушек…

Фото А.Волынцева, А.Плотникова и www.kasli-gazeta.ru

 

Комментирование запрещено